Всё, что вы хотели знать о приводных цепях и звёздах, но не у кого было спросить - Didchains.ru

Всё, что вы хотели знать о приводных цепях и звёздах, но не у кого было спросить

Как выбрать цепь для внедорожного мотоцикла?

Первым делом надо понять, какая именно цепь используется на вашем мотоцикле

Основной параметр выбора приводной цепи — «ШАГ«, расстояние между пинами (осями звеньев), по этому параметру цепи делятся на несколько категорий, чаще всего используются 420, 428, 520, 525 и 530. Точно узнать, какой именно тип цепи подходит к вашему мотоциклу, можно в сервис-мануале на байк, в каталоге производителя или спросить у специалистов. Специалисты живут у нас в группе, поговорить с ними можно с помощью Сообщений Группы.

На большинстве внедорожных мотоциклов объемом от 125 до 690 кубов стоят 520-е цепи, на некоторых 125-х стоят 420-е или 428-е, но это скорее исключение из правил. В этой статье мы будем рассматривать только цепи 520-й серии.

Следующий важный параметр при выборе цепи — наличие или отсутствие сальников.

Как понять, нужна ли мне цепь с сальниками или без?

Забегая вперёд, скажу, что в большинстве случаев предпочтительно использование сальниковых цепей. Применение бессальниковых цепей имеет смысл в профессиональных гонках по мотокроссу, где борьба идёт за каждый грамм и доли секунды на финише.

Что такое сальники и зачем они нужны?

Сальники — это резиновые уплотнители между «щеками» цепи. 

что такое сальники
Красным на рисунке показаны сальники

 

При внедорожной эксплуатации приводная цепь работает в очень тяжелых условиях. Песок, вода, грязь, всё это попадает внутрь цепи, вымывает смазку, работает как абразив и ускоряет износ цепи. Так вот сальники защищают цепь от этих неблагоприятных факторов и сохраняют смазку внутри, продлевая срок службы цепи. По нашим наблюдениям сальниковые цепи ходят как минимум в два, а иногда и в три раза дольше, чем бессальниковые.

Сальниковые цепи обладают большим ресурсом, чем бессальниковые. И в чем более тяжелых условиях работает цепь, тем ощутимее разница. Если вы часто бываете в болоте, форсируете броды, любите штурмовать горки в песчаных карьерах, то сальниковая цепь — это ваш выбор!

Как известно, у каждой монеты есть две стороны, а в каждой бочке меда — ложка дёгтя.

Какие же минусы у сальниковых цепей?

  • Самый основной минус — цена. Сальниковые цепи дороже бессальниковых. Однако этот минус с лихвой перекрывается их огромным ресурсом.
  • Сальниковые цепи тяжелее. Это далеко не всегда так, всё зависит от конкретной модели, но в целом на бессальниковой цепи можно сэкономить порядка 300-400 грамм.
  • Потери на трение сальников. Действительно, если покрутить в руках бессальниковую цепь и сальниковую, то можно ощутить, что первая ощутимо легче гнется. Потери на трение в сальниках могут составлять 1-2%. Но это не точно. Насколько это критично? Для спортивного применения — когда цель оправдывает средства, идёт борьба за доли секунды на финише и про бюджет думают в последнюю очередь. Для всех остальных эти мизерные потери не критичны.
  • Сальниковые цепи шире. Да, немного шире, но не все. Разницы между самой широкой бессальниковой цепью DID 520MX и самой узкой сальниковой DID 520ERV3нет, обе имеют ширину в 18,6 мм, а разница между самой широкой сальниковой цепью DID 520VX2 и стандартной бессальниковой DID 520DZ2 — 1,05 мм. Это не существенно.

Покупая цепь DID 520 — не важно, с сальниками или нет — вы можете быть уверены, что проблем с установкой из-за ширины цепи у вас точно не будет.

И ещё немного про трение и сальники…

Сальниковые цепи различаются по типу применяемых сальников. В цепях фирмы DID применяются сальники «Х-ring» и «O-ring», их конструкция и отличия хороши видны на картинке.

сальники X-ring O-ring
X-ring VS O-ring

 

Когда мы говорим «сальник», мы всегда имеем в виду «Х-ring», они обладают меньшим трением и лучше держат смазку по сравнению с «О-ring». Все сальниковые цепи в нашем магазине — с сальниками X-ring!

Немного мифов и легенд

Миф №1: «Никакого песка!»

Есть мнение, что сальниковые цепи плохо переносят эксплуатацию в песке. Дескать сальники от песка рвутся, выпадают, внутрь попадает грязь, и так как пины и ролики у сальниковой цепи сделаны из менее прочного материала, чем у бессальниковой, она изнашивается быстрее.

ЭТО — НЕ ТАК! Сальниковые цепи DID превосходно работают в любых условиях, в том числе и в песке. С цепями DID такого не происходит! Это проверено как на собственных мотоциклах, так и на сотнях мотоциклов наших довольных клиентов.

Миф №2: «Не верьте, товарищи, вас разводят проклятые маркетологи!»

Еще один миф, что сальники не работают, и это все происки маркетологов.

«Зачем переплачивать за резиночки? Я лучше буду жидкой смазкой пользоваться, чтоб грязь слетала.» (с) Неизвестный Мотогонщик. Тут остается только развести руками и сказать: «Ой, всё! Я умываю руки!». Уверен, что любому человеку, понимающему, как работают сальники, очевидно, что это бред сивой кобылы. Сальники используются в любой технике, и задача у них одна — оставить смазку внутри механизма, а воду, грязь, пыль и другие вредные вещества снаружи. Во всех узлах сальники прекрасно справляются с этой задачей, так почему же они не должны работать в приводных цепях?

Миф №3: “Сальниковые цепи сложно обслуживать”

Нет, это не так! Сальниковые цепи требуют к себе минимального внимания. Просто смазывай цепь после каждой мойки или по мере высыхания смазки на сальниках (это примерно раз в 300-500 км).

Более того, я сейчас скажу одно вещь, которая перевернет ваше мировоззрение. Мыть цепь — вредно. Не важно чем, бензином, керосином, WD40, всё равно вредно. И вредно не потому, что сальники разъест, это ерунда, даже бензин не разъест. Вредно потому, что все эти жидкости растворяют и вымывают смазку из под сальников, что уменьшает срок службы цепи. Если уж очень грязная цепь и вам совсем тошно на неё смотреть, то раз-два в год можно аккуратно помыть, но лучше ей от этого не будет.

Запомните!!! Часто мыть цепь вредно! Проверено на собственных цепях и мотоциклах в течение многих лет.

Какой замок предпочесть? Заклепку или защелку?

Замок-заклёпка надежнее и имеет бОльший ресурс, но для его установки нужен специнструмент и определённый навык работы с ним.

замки-заклёпки
Замки-заклёпки

 

Замок-защёлка ставится без применения специальных инструментов, но он менее надёжен и ресурс его гораздо меньше.

 

замки-защёлки
Замки-защёлки

Все цепи DID, которые мы продаем комплектуются замками!

Для установки замка-защёлки типа FJ достаточно малых раздвижных плоскогубцев и узкогубцев, желательно с изогнутым носом, но вообще можно справиться и обычными пассатижами.

О нюансах установки защёлок и заклёпок мы обязательно расскажем в одной из следующих статей.

Обычно выбор у покупателя небольшой, так как цепь уже укомплектована подходящим замком:

  • Все бессальниковые цепи комплектуются замками-защёлками, кроме DID 520MX — это цепь с увеличенным сроком службы и прочностью, поэтому с ней идёт замок под заклёпку.
  • Все сальниковые цепи обычно комплектуются замками под заклёпку, так как имеют очень большой ресурс и замок-защёлка может кончиться раньше, чем цепь.

Исключение составляют цепи для внедорожной эксплуатации:

  • DID 520VT2 комплектуется замком-защёлкой, хотя она и создана для внедорожных гонок, но можно докупить замок-заклёпку.
  • DID 520VX2 прекрасно подходит как для дорожной техники, так и для внедорожной. Она комплектуется замком под заклёпку, но отдельно можно приобрести замок-защёлку.

Внимание!!! Группа 100% Оригинальные цепи DID и компания DID настоятельно рекомендуют использовать замок-заклёпку во всех случаях, когда это возможно!

Что не так с защёлками?

В целом с ними всё отлично, огромное количество райдеров на всей планете вполне успешно катается именно с защёлками. Но иногда они расстёгиваются, и может случиться вот так:

замки-защёлки могут расстёгиваться
Вот, что бывает, если не следить за замком-защёлкой!

 

Такое случается крайне редко и в 100% случаев из-за человеческого фактора.

Что может привести к разрыву цепи по замку-защёлке?

  1. Неправильная установка замка-защёлки

Казалось бы, что может быть проще? Однако и тут есть свои нюансы… И не смотря на то, что процесс установки замка детально и с картинками расписан на коробке с цепью, люди умудряются допускать ошибки.

инструкции по установке замка-защёлки
Читайте инструкцию, её не зря писали!

 

  1. Слишком сильный износ

Иногда, на некоторых мотоциклах из-за конструктивных особенностей «скрепка» изнашивается очень быстро. Выходит, что цепь ещё живая, а замок надо менять. Если хозяин внимательно относится к техник, следит за её состоянием и вовремя меняет замки, то такого не происходит.

Контролируйте состояние замка-защёлки при каждой смазке цепи и меняйте «скрепку» при малейшем намеке на износ!

Установка предохранительной полоски из жести на защелку замкового звена
Как тебе такое. Илон Маск?

 

  1. Повторное использование замков-защёлок

Есть ошибочное мнение, что замки-защёлки многоразовые, так вот это не так. Фиксирующая скоба (скрепка) есть не что иное, как пружина, аналог стопорных колец шестерён в двигателе, стопорных колец поршневых пальцев. Загляните в любой мануал на любой мотоцикл, эти кольца в обязательном порядке меняются на новые при разборке/сборке. То же самое и с фиксирующей скобой. Это как раз тот самый энциклопедический случай, когда “кроилово ведёт к попадалову”! Используйте НОВЫЙ замок каждый раз при разборке и сборке цепи!

Если будете следовать этим нехитрым правилам, то цепь будет служить долго и счастливо!

Получить консультацию по установке замков и приобрести инструмент для этого вы всегда можете у нас.

 

А каких цветов бывают цепи?

Совсем забыл! Цепи DID бывают двух цветов, стального — Black&Black — и золотого цветов. Причём цепи бывают как полностью в золотом исполнении Gold&Gold, так и Gold&Black (внешние пластины золотого цвета, внутренние — сталь) 

цвета цепей дид

 

На скорость и ресурс цвет цепи не влияет, однако золото немного дороже! Цвет цепи зависит от ее модели, например 520VX2 бывает только в версии G&B, а 520ERV3, все цепи ZVMX — только G&G.

С цепями вроде понятно, а что со звёздами?

Со звездами всё гораздо проще. Звезды всего две, ведущая (та, что на валу двигателя) и ведомая (та, что на ступице заднего колеса). Ведущие звезды бывают только стальные. Ведомые звезды бывают как стальные, так и алюминиевые.

  • Стальные звезды дешевле и ходят дольше, но тяжелее.
  • Алюминий изнашивается гораздо быстрее, чем сталь (по нашим прикидкам алюминий ходит меньше на 20-50% чем сталь, в зависимости от условий эксплуатации), и изрядно дороже (на момент написания статьи разница между одинаковыми звездами в стальном и алюминиевом исполнение примерно косарь). А ещё алюминиевые звезды бывают разных цветов, например оранжевого, что должно очень радовать любителей KTM.

 

оранжевая звезда для КТМ
Оранжевая звезда для KTM. Красиво, особенно в сочетании с золотой цепью.

Бывают ещё составные или биметаллические звезды, «паук» (та часть, что крепится ко втулке) у них алюминиевый, а рабочая поверхность — стальная.

Биметаллическая звезда от KTM
Так выглядит биметаллическая звезда от KTM

Такие звезды ходят как стальные, но при этом весят легче (хотя и тяжелее чисто алюминиевых). Их недостатки — конский прайс (по последним данным наши китайские коллеги начали делать биметаллические звезды, но тут мы не в курсе, стараемся с рисовыми парнями не связываться без крайней нужды) и ограниченность выбора. Далеко не на все модели мотоциклов существуют биметаллические звезды.

Важно! Звёзды и цепь работают и изнашиваются вместе! Если меняете цепь, то меняете и звезды!

Поэтому выбирать звёзды надо ориентируясь на цепь, которую вы выбрали исходя из условий применения:

  • Выбирая максимально облегченную бессальниковую цепь для гоночного применения, нет смысла ставить стальную звезду, вы сведёте на нет все преимущества полученные от легкой цепи, и цепь износится раньше, чем звезда. Будьте последовательны — ставьте алюминий! Да, на одну гонку, но ведь нам нужна победа, мы за ценой не постоим…
  • Не стоит ставить на сальниковый DID 520ZVM-X алюминиевую звезду. Z — самая ресурсная из всех 520-х цепей, ставьте сталь!

Подробнее о отличиях конкретных моделей цепей DID, вариантах выбора цепей и звёзд можно почитать ТУТ.

А как узнать какие конкретно звёзды подойдут к моего мотоциклу?

Звёзды, кроме материала изготовления, отличаются ещё по посадочным размерам, количеству крепежных болтов, их диаметру и количеству зубьев. Найти информацию о том, какие именно звёзды подходят к вашему мотоциклу можно в каталоге производителей звёзд, например PBR или JT.

Важно! Для пользования каталогом необходимо ТОЧНО знать модель и год выпуска мотоцикла!

Каталог звезд PBR

Каталог звезд JT

Подбор звёзд по каталогу дело не простое, полное нюансов, тонкостей и подводных камней. Особенно это касается мотоциклов до 2000 года выпуска и моделей для внутрияпонского рынка. Например, всем известный и многими любимый Suzuki DRZ400 имеет разные ступицы заднего колеса в европейской версии и в японской, и разные звезды, которые не взаимозаменяемы. Звезда от “европы” не встанет на “японию” и наоборот. Есть ещё вариант, когда на байке стоит не оригинальная задняя ступица, тогда на неё не сядет звезда по каталогу…

Если у вас есть сомнения в правильности выбора звезд — доверьте его профессионалам, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы и зря потраченные бабки. Если мы неправильно подберём звёзды на ваш байк — заменим за свой счёт, включая почтовые расходы!

С посадочными размерами разобрались, а что с количеством зубьев?

Производитель в каталоге всегда указывает:

  • Модели звезд;
  • Количество зубьев с завода;
  • Длину цепи для заводских звезд;
  • Диапазон доступных звёзд по количеству зубьев;
  • Вот так это выглядит в каталоге PBR.
описание звезды из каталога PBR
Вот так это выглядит в каталоге PBR

Инженеры завода-производителя выбирают количество зубьев звёзд исходя из неких усредненных условий эксплуатации мотоцикла, что может не всегда точно соответствовать вашим потребностям и условиям.

Главное правило изменения количества зубов на звёздах:

  • При увеличении количества зубьев на ведомой звезде и уменьшении на ведущей уменьшается максимальная скорость и увеличивается момент на колесе.
  • При уменьшении количества зубьев на ведомой звезде и увеличении на ведущей , наоборот, увеличивается максимальная скорость и уменьшается момент.

Изменение на 1 зуб задней звезды практически ни на что не влияет и не ощущается, ни на длину цепи, ни на приёмистость или максимальную скорость. Если у вас стояла звезда в 43 зуба, а в наличии есть только 44 особо заморачиваться по этому поводу не стоит. Реально ощущается изменение количества зубьев от 2, например 48-50-52 это уже реальная разница. А вот изменение количества зубьев передней звезды — очень ощутимо, ±1 зуб спереди — это примерно ±3 зуба сзади! Сильно скажется на поведении мотоцикла, на длину цепи не повлияет.

Если душа зовёт вас в лес, прыгать через бревна, штурмовать горы или просто валить на заднем и всё такое прочее, то ставьте заднюю звезду больше, а переднюю меньше. Если вы жаждете скорости, прохватов по грунтовым дорогам, да и асфальта не чураетесь, то заднюю звезду меньше, а переднюю больше.

Но не торопитесь!

  • Слишком маленькая передняя звезда может привести к тому, что будет очень быстро изнашиваться слайдер цепи (защита маятника), а слишком большая может не влезть в защиту звезды.
  • Установке слишком большой ведомой звезды может мешать ловушка цепи.
  • Следует помнить и о том, что изменение количества зубьев звёзд больше чем на 1, ведёт к изменению длины цепи

Как видите, подбор цепи и звёзд дело непростое, требующее ответственного отношения, большого опыта и вдумчивого подхода. Всё это есть у нас! Если вам необходима консультация по подбору цепи и звезд пишите в Сообщения Группы. Чем сможем — поможем!

Ознакомиться с ассортиментом цепей DID вы можете в нашем магазине!

цепь дид в катушке
Вечная классика DID520VX2 Black&Black
Отмечено , , ,