Знаете какое Самое большое заблуждение о сальниковых цепях D.I.D? Про сальники.
Вроде сальниковые цепи D.I.D уже давным-давно в обиходе у мотоциклистов, это давным-давно уже не новая технология, но тем не менее у нас регулярно спрашивают: «А можно цепь для эндуро, прочную, чтобы ходила долго, бессальниковую обязательно, потому что сальниковая цепь в грязи очень быстро умрёт, и вообще она не для этого!»
Ну ребята! Ну нельзя же так! Слова «бессальниковая», «долго» и «эндуро» в отношении приводной цепи в принципе не могут находиться в одном предложении! Это для сведущего человека звучит примерно как «яркое ночное солнце» или «надёжный китайский мотоцикл»… Я уже пальцы в кровь стёр, проясняя за отличия между сальниковыми и бессальниковыми цепями, каждый раз, когда меня просят подобрать «бессальниковую цепь для леса, чтобы ходила долго-долго».
Иногда мне кажется, это какая-то Секта Свидетелей Бессальника, мировой заговор или что-то в этом роде. Такого первосортного бреда, как от адептов Учения Бессальниковые Цепи для Эндуро, я не слышал ни от кого. Главный довод, которым оперируют эти ребята: «Ну в мотокроссе же все на бессальниковых цепях ездят!»
Оспаде, пресвятые пассатижи! Да, но где мотокросс и где твои покатушки по лесу, скажи мне?! Давайте разберемся, почему в мотокроссе используют бессальниковые цепи?
Мотокросс и бессальниковые цепи
Мотокросс суть есть спорт! Когда и кого в спорте интересовала надежность и ресурс? Никогда и никого! В спорте главное ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ и ЭФФЕКТИВНОСТЬ и НИЗКИЙ ВЕС! Никто в мотокроссе не думает о ресурсе и о том, сколько проходит цепь. Там считают секунды на круге, а не количество моточасов, которые проходит цепь. Всё для спорта, всё для победы! В мотокроссе ездят на бессальниковых цепях вовсе не потому, что они сильно ресурсные, а потому, что бессальниковые цепи максимально легкие, эффективные и производительные. Не ресурса ради, а производительности для! Чтобы колесо в полёте крутилось дольше, если ты газ закрыл и сцепу выжал, чтобы максимум из двигателя выжать, ведь разница по времени на финише гонцов первой десятки менее секунды может быть.
Нужна ли такая эффективность в хардэндуро? В классическом эндуро? Или может быть для покатушек по лесу? Ну конечно же нет! И именно поэтому бессальниковые цепи нужны только для серьезного спорта, где борьба на финише идет за доли секунды, а для всех остальных есть сальниковые цепи!
Виды сальниковых цепей
Сальниковые цепи бывают двух видов, X-Ring и O-Ring. В чём же между ними отличие? Технически разница в профиле поперечного сечения. Картинка ниже даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос.
С точки зрения потребителя цепи оснащенные сальниками X-Ring дают нам бОльший срок службы и как следствие — более низкую стоимость владения и эксплуатации.
Вот вам картиночка пояснительная, диаграмма зависимости срока службы и скорости износа цепи от наличия и типа сальников.
Для тех, кто не владеет английским языком проясню: Ось графика по вертикал это износ, растяжение цепи, а по горизонтали — время эксплуатации. Обратите внимание на «полку», горизонтальный участок в графике износа сальниковых цепей. «Полка» означает, что моточасики-то тикают, а цепь не «тянется». Почему? А потому, что в течении этого времени сальники сохраняют полную герметичность, между пином и направляющей не попадает грязь, вода с песком, смазка оттуда не вымывается и цепь практически не изнашивается.
Но ни что не вечно под луной, в том числе и сальники. Когда приходит время, они теряют герметичность и смазка между пином и направляющей постепенно вымывается и ее место занимает вода с песком и другим абразивом, цепь потихоньку превращается в бессальниковую, износ ускоряется.
Заострите свое внимание на графике износа бессальниковых цепей (NON O-RING) черного цвета — там нет полки. Для тех, кто в танке и не догадался до сих пор, нет сальников — нет полки! Грязь, песок и прочий абразив сразу попадают в цепь, вода сразу вымывает смазку, и цепь начинает «растягиваться» как только вы выезжаете после замены. Бессальниковые цепи обладают небольшим ресурсом, это означает, что регулировать натяжение цепи вам придётся после каждой поездки. Не знаю кому как, а лично мне вот эта вот лишняя возня с мотоциклом совершенно не нравится. Зачем тратить время, когда можно не тратить?
Теперь обратите внимание на разницу в длине полки у O-RING (зелёный цвет) и X-Ring (красный цвет). Полка у X-Ring длиннее аж в два раза! Почему? X-Ring эффективнее и долговечнее, они дольше сопротивляются износу, сохраняют герметичность и защищают цепь, чем O-Ring.
Я очень надеюсь, что эта статья поможет уменьшить количество последователей Секты Свидетелей Ресурсного Бессала, а то и вовсе искоренить её!
Если у Вас остались еще вопросы, вы можете задать их нам в Сообщения Группы в VK.com/didchains
Более подробно почитать про устройство сальниковых цепей DID можно в ЭТОЙ СТАТЬЕ.